Авторы |
Семченко Анжелика Ахмеджановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21), seangelika@yandex.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. В современных экономических условиях вопросы управления качеством российской образовательной системы весьма актуальны, поскольку определяют возможности дальнейшего развития науки и культуры страны в целом. Действующая версия ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет понятие качества образования, обозначая его как комплексную характеристику образования, выражающую степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям. В научной статье рассмотрены основные понятия образовательной системы, такие как «качество образования», «образовательное учреждения», «управление разработкой образовательной услуги». Также проведен анализ законодательной базы современной системы образования России с точки зрения изучения вопросов управления качеством. Цель работы – исследование особенностей управления качеством в современной российской образовательной системе.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа действующего федерального законодательства, а также материалов исследований современных ученых, исследующих область управления качеством в образовании. Особое место в рамках настоящей научной статьи имеют работы Е. И. Скрипака, А. К. Асатурова, М. И. Ахметова, А. Л. Воронцова. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и ретроспективного анализа, которые позволяют сопоставить основные понятия управления качеством высшего образования, мнения ученых, основные материалы исследований.
Результаты. Исследованы такие понятия, как управление качеством, высшее образование, совершенствование системы образования, проанализирована роль образовательных учреждений в воспитании современной молодежи, а также подробно рассмотрено понятие уровень качества образования применительно в высшему профессиональному образованию в нашей стране.
Выводы. Управление разработкой образовательной услуги представляет собой процесс формирования и развития услуги вуза с целью дальнейшего ее предоставления и достижения социально-значимого эффекта. Вузы должны благодаря своему функционированию обеспечивать экономику страны профессиональными кадрами, а не только ориентироваться на запросы потребителей. Анализ законодательства, теории и практики управления качеством в рамках современной образовательной системы России показал, что действующая редакция закона об образовании не лишена критики, так одними из основных проблем данного нормативного акта считают отсутствие в законе определения основной цели образовательного процесса как таковой, а также четко определенной двухступенчатой цепочки потребления образовательной услуги, что является крайне значительным.
|
Список литературы |
1. ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru
2. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. (действующая редакция от 01.02.2012) – URL: http://www.consultant.ru/popular/education/
3. Национальная доктрина развития образования, утвержденная Постановлением Правительства РФ. – URL: http://base.consultant.ru
4. Общая характеристика системы образования. – URL: http://www.finekon.ru
5. Педагогический контроль и оценка качества образования. – URL: http://www.astcentre.ru
6. Асату ров, А. К. Экономическая природа образовательной услуги и формы ее реализации в рыночных отношениях: Препринт / А. К. Асатуров. – СПб. : СПбУЭФ, 2006. – 16 с.
7. Ахметов, М. И. Рынок образования и организация услуг: Препринт / М. И Ахметов, А. Л. Воронцова. – М., 2010. – 212 с.
|